Бизнес Долги короля: уфимский бизнесмен судится с «Башкиравтодором» за 500 миллионов рублей

Долги короля: уфимский бизнесмен судится с «Башкиравтодором» за 500 миллионов рублей

По его словам, один из главных господрядчиков республики годами задерживает выплаты

Уфимский бизнесмен Олег Макаренко подал в суд на «Башкиравтодор»

Прошлый, 2023 год закончился для главного дорожного господрядчика Башкирии не очень-то и хорошо. Помимо того, что гендиректора «Башкиравтодора» Ильдара Юланова отправили под стражу по обвинению в хищении крупной суммы, на фирму свалилась целая гора исков от требующих рассчитаться с долгом поставщиков. Рассказываем о разбирательстве компании с фирмой, которая требует у «короля госзаказа» Башкирии около полумиллиарда рублей.

Большие ожидания и печальная судьба

Новость о финансовых проблемах в «Башкиравтодоре» не нова. По данным «Контур.Фокуса», по исполнительным производствам с предприятия должны взыскать 834,5 миллиона рублей. Только за последние 12 месяцев компания была ответчиком в 334 исках на общую сумму 5,2 миллиарда рублей. Несмотря на столь устрашающие цифры, господрядчику каждый раз удается отчитываться о плюсовой прибыли. Например, за 2022 год компания заработала 29,1 миллиона рублей при выручке 11,2 миллиарда рублей.

Плачевность положения осознают и в самом «Башкиравтодоре». Осенью прошлого года в компании заявили, что задолженности появляются из-за «особенностей финансирования государственных и муниципальных заказов». Проще говоря, многие госконтракты оплачиваются уже по факту проделанных работ и зачастую под конец года, а материалы предприятию приходится закупать в долг.

Отметим, что «Башкиравтодор» де-юре является акционерным обществом, но фактически 100% долей владеет Минземимущество республики, из-за чего компанию и называют государственной. Из-за того, что акции не участвуют в торгах, капитализация фирмы никак не меняется. В 2022 году власти это поняли и дали разрешение на реализацию неконтрольного пакета ценных бумаг, а для поддержки этого процесса выделили дополнительные средства из республиканского бюджета.

За многие годы в роли одного из главных господрядчиков республики «Башкиравтодор» оказался в странном состоянии. Почти все главные дорожные объекты в регионе строит именно эта компания. В одной только Уфе фирма работает над реконструкцией улицы Пугачева, ремонтом Шакшинского моста и строительством «Южных ворот» — многомиллиардного проекта, важность которого оценил даже президент Владимир Путин.

Вот так должен будет выглядеть мост

Но «Башкиравтодору» приходится принимать все иски и выплачивать истребуемую сумму. Но с каждым годом сумма претензий продолжает увеличиваться, а терпении части поставщиков уже лопнуло.

Обещания Минтранса и новый скандал

В феврале этого года в коллекцию «Башкиравтодора» добавился новый иск на сумму 277 миллионов рублей. Направило в суд его ООО «Аквамак-Процессинг». По данным «Контур.Фокуса», компания была зарегистрирована в Уфе в 2005 году. Основной вид деятельности — оптовая торговля твердым, жидким и газообразным топливом. Господрядчику она поставляла битум. Принадлежит компания бывшему депутату горсовета Уфы, заслуженному нефтянику республики и предпринимателю Олегу Макаренко.

Ранее владелец «Аквамак-Процессинг» не раз помогал республике, а также участвовал в различных благотворительных проектах. Именно его фирма в 2022 году организовала закупку 63 новых автобусов для Уфы. Параллельно компания занималась поставкой топлива и продуктов нефтяной промышленности для различных частников и государственных ведомств. Среди них был «Башкиравтодор».

Как рассказал UFA1.RU Макаренко, работа с госкомпанией началась еще далекие 13 лет назад. При этом бизнесмен отметил, что сделка для него не имела особого коммерческого смысла, ведь наценка на поставки была всего около 6%, что даже ниже ставки рефинансирования.

— Это была своего рода дань уважения республике, — высказался предприниматель.

На протяжении многолетнего сотрудничества «Башкиравтодор» не раз срывал сроки оплаты поставок, отмечал в разговоре с UFA1.RU Макаренко, однако особых проблем с этим не было. Господрядчик либо возвращал долг с опозданием, либо «Аквамак-Процессинг» получал средства через иск в арбитражный суд. Предприниматель также отметил, что «Башкиравтодор» всегда старался закрыть все «хвосты» к концу года.

Первые проблемы в отношении двух компаний начались в 2021 году, когда «Башкиравтодор» начал всё реже рассчитываться по своим долгам. К концу 2023 года долг господрядчика перед Макаренко составлял 447 миллионов рублей.

На тот момент гендиректором «Башкиравтодора» был Ильдар Юланов

— Ситуация, которая в этом году сложилась, неординарная, — признался Макаренко. — Обещания были, что 150 миллионов они заплатят до 31 декабря 2023-го. По итогу не перечислили ни копейки. У нас отсрочка по договору составляет 3 месяца. При этом мы всё равно подали иск на всю оставшуюся задолженность, а также расторгли с ними договоры поставки. Сейчас нам должны около 500 миллионов рублей.

Со слов предпринимателя, работу по всем договорам вел Ильдар Юланов, который сейчас находится под следствием, а также его замы. А вот гарантом выплаты долга выступил министр транспорта Башкирии Александр Клебанов.

— Оставшиеся задолженности он обещал погасить до 1 марта, но и тут тоже не пришло ничего, — рассказал бизнесмен.

Клебанов возглавляет ведомства уже чуть больше года

Корабль тонет, а кто его спасает?

Арбитражный суд Башкирии назначил дату рассмотрения иска от «Аквамак-Процессинг» на 12 апреля. За это время выяснилось несколько интересных подробностей. По данным Макаренко, у «Башкиравтодора» появились некоторые инвесторы, которые согласились вложиться в бизнес и выкупить часть акций, но пока на выплату по обязательствам это не повлияло.

Для бизнеса Макаренко долг почти в полмиллиарда рублей напрямую влияет на его работу. Со слов предпринимателя, «Аквамак-Процессинг» активно работает по гособоронзаказу. Вместо того чтобы направить средства в оборот, Макаренко вынужден ждать и выбивать долги через суд.

— Вот эта ситуация, которую нам создали правительство и руководство республики, очень серьезно бьет по нашей оборотке, которая должна быть задействована при выполнении гособоронзаказа. По сути, созданные «Башкиравтодором» условия не дают нам нормально работать, — возмутился Макаренко.

Со слов бизнесмена, он пытался пойти на контакт и с руководством «Башкиравтодора», и с Клебановым, а также с вице-премьером республики Аланом Марзаевым, и даже с премьером Андреем Назаровым, но никто так и не предоставил пути решения вопроса. При этом Макаренко даже согласен на компромиссы, но власти, по его словам, просто молчат, не выдвигая свои условия.

— Все вплоть до премьер-министра не уделяют никакого внимания, не предлагают никаких дорожных карт кредиторам. Наша задача — забрать свои долги любым возможным способом. На войне как на войне. Мы за свои долги будем биться до последнего и заберем всё до копейки, — заявил бизнесмен.

Алан Марзаев является заместителем премьер-министра Башкирии
Именно Назаров утвердил порядок предоставления «Башкиравтодору» субсидий из республиканского бюджета

«Аквамак-Процессинг» считает, что господрядчик умышленно годами уклоняется от исполнения обязательств, при этом не вступая в процедуру банкротства.

— Надо понимать, что банкротство такого серьезного предприятия нанесет серьезный удар по экономике. Никто даже не пытается найти пути решения вопроса, это тупиковая дорога, которая ведет к краху предприятия, — поделился мнением Макаренко.

Туманный итог

В настоящее время в Арбитражном суде Башкирии рассматривается заявление о признании «Башкиравтодора» банкротом. Инициатором процедуры стало ООО «Строительное управление — 5» (принадлежит Азамату Низамову и Наталье Стрекаловой). К этому процессу могут присоединиться и другие кредиторы — ООО «Урал гранит», ООО «РВ-тариф» и ООО «Дальресурсы».

«Аквамак-Процессинг» присоединяться к коллегам по несчастью не стало. В феврале компания отсудила у «Башкиравтодора» 200,3 миллиона рублей, а также добилась ареста имущества, включая счетов. Если приставы не обнаружат там необходимых средств, то, предполагает Макаренко, начнут изымать спецтехнику.

Вырезка из решения суда

При этом власти республики публично о сложившейся ситуации в последнее время не высказывались. Судьба предприятия, директора которого подозревают в хищении десятков миллионов рублей, до сих пор неизвестна общественности. UFA1.RU попросил комментарии у пресс-службы господрядчика, но спустя 7 дней ответа не получил. Мы также обратились к министру Клебанову. Он сказал, что не занимается хозяйственной деятельностью «Башкиравтодора», для этого там есть руководители.

Если представители компании всё-таки предоставят пояснения, мы опубликуем их на сайте.

Ранее мы рассказывали историю «Башкиравтодора», а также смотрели на имущество ее бывших директоров. За годы существования компании кресло главного управленца стали называть проклятым из-за того, что один за другим директора оказывались на скамье подсудимых.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем